Несмотря на то, что фильм вышел в 1957 г. и все действие происходит в одной комнате без каких-либо спецэффектов, я помню, что когда я смотрел этот фильм, напряжение держало меня до самого конца.

Эту картину по праву можно считать одним из лучших кинофильмов всех времен, и он содержит очень ценные уроки о силе и искусстве убеждения и влияния.

 

 

Вкратце напомню сюжет:

12 присяжных решают судьбу молодого человека, который обвиняется в убийстве своего отца. В случае признания его вины ему грозит электрический стул. Все улики говорят против него: два свидетеля, орудие убийства, которое было приобретено юношей, и отсутствие алиби.

Все присяжные убеждены в виновности юноши, кроме одного. И на протяжении всего фильма мы становимся свидетелями того, как этот присяжный (которого играет Генри Фонда) противостоит, взаимодействует и в конце концов переубеждает всех остальных.

Итак, какие же уроки можно извлечь из этого фильма?

 

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Генри Фонда всегда оставался последовательным в своем противостоянии большинству. Другими словами, он никогда не колебался и не менял свою позицию, а всегда твердо стоял на своем. И такая последовательность по отношению к большинству привела к тому, что другие присяжные стали постепенно перенимать его убеждения.

2. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Фонда был уверен в себе. У него была абсолютная убежденность в правоте того, что он делал и говорил, которая передалась и остальным членам жюри.

3. ОТСУТСТВИЕ СУЖДЕНИЙ

Генри Фонда никогда не судил людей из группы большинства: он всегда  начинал со слов:  " А что, если…" или «Если бы такое могло произойти…». Он пытался мягко завладеть вниманием группы, но в то же время никоим образом не обижал и не оскорблял никого.

4. ОТСУТСТВИЕ УПЕРТОСТИ

Можно быть настойчивым и последовательным, но неспособность выслушать аргументы других и тактически обдумать и обсудить ситуацию для нахождения оптимального решения – это то, чего не может себе позволить ни один успешный  коммуникатор при воздействии на аудиторию.

5. ИСКУССТВО УБЕЖДЕНИЯ

Самый сложный момент в переубеждении других – это заставить других думать так же, как и ты. Поэтому главный герой ведет себя очень осторожно с самого начала. Всякий раз, когда его спрашивают, считает ли он юношу виновным, он всегда отвечает: «Я не знаю. Может быть».

Возможно, он на самом деле думает так, но более вероятно то, что  он знает, что нельзя припирать людей к стенке  и приказывать, как им следует поступать. По сути единственное, что делает Фонда — это формулировка проблемы и ее разбивка на более мелкие фрагменты для того, чтобы другие взглянули на эту проблему с его точки зрения и затем приняли решение для себя, которое, как он уверен, будет в его пользу.

6. РАСКОЛ БОЛЬШИНСТВА

Если меньшинство может привлечь на свою сторону несколько человек, то это создает такую ситуацию,  когда все больше и больше людей меняет свое мнение. Это помогает разрушить иллюзию единодушия и помогает людям преодолеть привычку к конформизму.  При этом возрастает вероятность того, что люди будут стараться взглянуть на ситуацию не с одной, а с разных точек зрения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Возможно, самое большое достоинство фильма  "12 разгневанных мужчин" состоит в том, что он показывает нам, каким образом мы можем попасть в ловушку из-за эгоцентризма, неспособности или нежелания думать ясно и замечать то, что позже кажется очевидным. Фильм также учит нас, что даже на группу людей, которая находится в большинстве, можно повлиять с помощью настойчивости, последовательности и веры в себя.